Гид в Израиле Леонид Вейцель

Гид в Израиле

Леон Вейцель

Конспект по Каббале

Конспект по Каббале

Часто меня спрашивают – Что такое Каббала? Все говорят о Каббале, но никто не понимает, что же это такое.

Есть много разной литературы о каббале. Мне на глаза попалась книга Майкла Берга популяризатора Каббалы в США и в мире. Книга называется " Мудрость каббалы " и прочитав ее я попробовал для себя сформировать основные идеи, которые Берг передает в своей книге.

Часть первая.

Каббала – на иврите означает "получение, принятие "-мистическая мудрость, которая долгое время хранилось в тайне от всего мира. Хотя то был дар Творца всему человечеству. На протяжении веков Каббала считалась эзотерической тайной традицией иудаизма. Доступ к каббалистическим книгам получали лишь те ученики, чья готовность подтверждалась многие годы, а иногда и всю жизнь.

Цфат –город в Израиле.  Был и остается необычным местом на Земле. На протяжении многих веков он служил родным домом для величайших мудрецов Каббалы. На кладбище в Цфате похоронены величайшие каббалисты. Их духовное присутствие до сих пор ощущается в городе Цфат.

Слово Бог очень редко используется в каббалистическом учении. Одна из причин –неопределенность самого его смысла. Бог в первоначальном тексте, написанном на иврите, звучит как Элохим. Одна из интерпретаций этого слова Элохим есть - Божье правосудие. У Бога в иудаизме есть еще названия связанные с его качествами как Милосердие или Вездесущность.
В Каббале о боге чаще говорят как о Творце – Эйн Соф, что можно вольно перевести как "бесконечность".

Каббалисты используют этот эпитет, говоря о Творце. Мы не в состоянии понять природу Творца, но Его бесконечность- один из атрибутов, которые мы можем постичь.

Согласно Каббале, Творец превосходит понятие категории пола, объемля обе энергии мужскую и женскую. Он позитивная сила без конца и начала. Вовек негаснущий Свет и неизреченное вне времени, присутствие.

 Творец – непостижим.

Энергия Творца с великой любовью распределена повсюду в нашем мире, поскольку глубочайший Его замысел – делиться с нами гармонией , радостью и любовью.

Каббала учит: Его энергия пронизывает весь физический мир. Она присутствует в объектах материальных, например, как: вода, машины, яблоки.  И также в вещах неосязаемых как: преданность, душевность, близость. Посредством всего этого мы улавливаем слабый проблеск –самой сущности Творца.

Проявления Божественной энергии Каббала называет Светом Творца.

Эта сила – Свет Творца – и есть то вещество , из которого мы сотворены.

Человеку предназначено быть равноправным участником воплощения замыслов Творца в отношении него самого.
               

Часть вторая.

Первый каббалистический текст был книгой под названием "Сефер Йецира" – "Книга Творения" написанная патриархом Авраамом четыре тысячи лет назад. "Книга Творения"- представляет собой детальное объяснение мистической силы алфавита древнееврейского языка, буквы которого были использованы Творцом во множестве различных комбинаций для создания физической Вселенной. Буквы эти служат важным посредником, с помощью которого божественная энергия проникает в материальный мир. Каббала учит: буквы иврита –символизируют базовые конфигурации энергии, из коей слагается мироздание. У каждой из букв особое предназначение и область применения.

Самая важная книга Каббалы – Зогар, что означает "Книга  Сияния". Она была записана рабби Шимоном бар Йохаем две тысячи лет назад на арамейском языке. На страницах Зогара представлены диалоги между учителями и учениками, в которых обсуждаются важнейшие эпизоды Библии и другие духовные вопросы. На протяжении многих столетий право читать книгу получали лишь женатые ученики в возрасте сорока лет.

Один из важнейших ключевых моментов в истории Каббалы стал конец 15 века. Изгнание евреев из Испании 1492 год. В этот исторический период появляется рабби Лурия. Город Цфат в Галилее становится мощным центром изучения Каббалы.
Рабби Моше Кордоверо и рабби Йосеф Каро. В Цфате рабби Лурия был признан духовным учителем и стал наставником для группы учеников. Его прозвище было Ари, что значит Лев. Рабби Лурия прожил всего три года после своего прибытия в Цфат. Но его идеи легли в основу мудрости Каббалы и духовного наследия всего человечества. Рабби Лурия открыл новый взгляд на Зогар, осветив множество непонятных мест текста. Он также развил концепцию "тиккун"- исправление, починка. Концепция объясняющая цель человеческой жизни, причины страданий и неизбежность полного преображения всего человечества.
Исраэль Бен Элиэзер (1700-1760), более известен как Баал Шем Тов- "Хозяин Доброго Имени".
Баал Шем Тов был служкой в синагоге в украинской Подолии. Все знали его как доброго, но невежественного парня. И вот однажды один высокочтимый раввин объявил о своем намерении пойти к нему в ученики. Баал Шем Тов представлял свою мудрость в виде историй и притч. Каббала становилась доступной всякому, кто хотел слушать и учиться. То, что зародилось как тайная традиция, как знание, передаваемое "из уст в уста", расцвело со временем в мощное движение, цель которого- нести мудрость людям всей планеты.

Майкл Берг, в своей книге описывает цепочку передачи знаний к нему. Это очень важная процедура передачи имен своих учителей. Учителя должны быть известными и признанными в религиозных еврейских кругах. Так мы простые читатели, будем защищены от шарлатанов, которые могут выдавать себя за учителей Каббалы.
"Раби Иегуда Ашлаг (1886-1955) продолжил дело развития Каббалы. Среди многих его трудов есть перевод Зогара с арамейского на современный иврит с подробнейшими комментариями. Рабби Ашлаг родился в Европе, но большую часть своей жизни прожил в Иерусалиме, где в 1922году основал Центр Каббалы. Эта деятельность была продолжена его учеником, рабби Иегудой Брандвайном (1903- 1969), а затем моими родителями, Равом и Карен Берг, под чьим руководством Центр Каббалы распространил свои филиалы по всем миру".

Примеры современных книг о Каббале. Большинство из них вообще недоступны пониманию. Одна из причин тому –тяготение к некоему виду сложнейшей интеллектуальной  "чечетки".

Во времена Римской империи один ученик спросил великого мудреца Гиллеля, мог бы тот обучить его всей мудрости Вселенной, стоя на одной ноге.  Гилель сказал: "Люби ближнего своего, как самого себя. Остальное -комментарии".
"Люби ближнего своего"- вот главный секрет каббалистического знания.

Книга Зогар написана две тысячи лет назад. Но ее трактовку Творения невозможно понять до конца без комментариев рабби Ашлага изложенных в книге  Талмуд Эсер Сфирот- "Учения Десяти Сфирот ".

Каббала учит: Вселенная – не "законченный продукт", созидание ее продолжается, в том числе и в это самое мгновение. И все мы участвуем в этом процессе вместе с Творцом.
       
Часть Третья.

До сотворения времени и пространства существовала бесконечная позитивная энергия, исток всего, что было, есть и будет.
Энергия на иврите – ор. Другое значение этого слова – свет.
Свет Творца – это всеобъемлющее излучение божественной любви.
Желание Творца делиться – истинная причина Творения.

"Желание Творца предполагало сотворение того, с кем можно делиться, то есть существа - получателя Света. Каббала называет его Сосудом. Причем, поскольку Свет был повсюду, Сосуд было образован из него же, но только с новым качеством получения., что стало не только первым, но и единственным творением "из ничего". Таким образом, Сосуд стал новой сущностью, которая отвечала дающей природе Творца. По воле Его Сосуд возник немедленно, никакого временного промежутка между замыслом Творца и его исполнением не было. Не будем забывать, что все это происходило до появления времени и пространства"

В Каббале новичков стараемся убеждать, что преображение относится в первую очередь к внутреннему росту, а не к каким-либо внешним действиям. Основа всего – стать существом, которое искренне стремится делиться с другими.

"Каббала говорит нам об эффекте "критической массы ": когда достаточное число людей достигнет преображения, спасение мира станет реальностью. Тогда процесс Творения, начатый в Саду Эдема и прерванный грехом Адама, будет завершен и воплотится то, что стало главной мечтой и целью человечества с тех давних пор. Люди вновь обретут свободу от боли, страдания и смерти, исполнив предначертания Творца. Согласно Каббале, это и будет пришествием Мессии".

Помните: изначальный Сосуд разбился вдребезги, когда он получил больше Света, чем мог принять.
 Принцип Каббалы гласит: в духовности насилие недопустимо. Никто даже сам Творец, не сможет направить Свет в Сосуд, не готовый его получить. В то же время Свет всегда готов прийти к нам: он ждет лишь, чтобы мы смогли его принять.

В книгах рабби Ашлага была ярко подчеркнута активная природа Сосуда. Изначальный Сосуд сам ограничил свои возможности получения Света, добровольно принимая вызов преображения собственной природы. И нам потомкам изначального Сосуда, подобает не отвергать, а преодолевать те трудности, которые мы сами избрали для себя.

Каббала учит: физическое и духовное измерения теснейшим образом переплетены между собой. " Что вверху, то и внизу" – гласит один из ключевых каббалистических принципов. Точно так же, как духовные сферы воздействуют на нас, так и наши поступки непосредственно влияют на то, что каббалисты называют Высшими мирами.
Время и пространство Каббала рассматривает с точки зрения близости к Творцу. Великие мудрецы были близки к Высшим мирам, потому что их души пребывали на исключительно высоких духовных уровнях.
 
Человеческая душа, с точки зрения каббалы заключена внутрь многослойной непрозрачной оболочки. Эта душа может быть поистине великой и притягивать Свет огромной силы. Однако пока не будет проделана работа по разрушению ее оболочки, преображение не состоится. Свет не проникнет внутрь.

 Парадигма Свет и Сосуд.
Когда изначальный Сосуд разбился на бесчисленное число фрагментов, они стали материей и энергией, составившей физический мир. Все, что мы видим, слышим, ощущаем, обоняем и понимаем - это "осколки" изначального Сосудом, все, существующее в физическом мире,- часть нас самих.

Каббала учит: в этом мире действуют две силы. Позитивная – это Свет Творца. Негативная "склонность ко злу". Обе силы в равной степени присутствуют в нас. В любой момент мы свободны в выборе, какую из них предпочесть.

Среди всех сотворенных существ один лишь человек наделен возможностью выбора, между добром и злом.

Смирение – это осознание , что без Творца мы ничто.
Каббала учит: Помочь хотя бы одному – единственному человеку – то же , что спасти целый мир.

Рабби Иегуда Ашлаг утверждал что изучение Зогара может послужить более сильным средством для преображения , чем чтение других текстов. Зогар весь о Свете, тогда как в Талмуде речь идет обо всем – от вопросов сотворения мира до юридических соглашений о недвижимом имуществе.

Каждый из нас появился в этом мире неслучайно. Согласно Каббале, он выбрал свое теперешнее воплощение как средство для исполнения своего тиккун. Это слово может быть переведено как исправление, починка, улучшение. Оно означает процесс улучшения души, которая стремится к своему завершению и окончательному преображению.
Удивительная идея. Из нее следует, что причина того, что вы собой представляете сегодня, находится в вас самих.

Согласно Каббале, чем больше мы знаем о Вселенной, тем более понимаем, сколь она целенаправленна.

Каббалу нередко называют эзотерической традицией иудаизма, но думаю, это неверно. Она никому не принадлежит и является даром Творца всему человечеству.

Перед нами короткий Конспект выбранных мной идей и изречений из книги Майкла Берга "Мудрость Каббалы ". Я старался понять, что же такое Каббала и что Майкл Берг хочет передать в своей книге. Конечно, это не все его размышления и примеры. В книге их гораздо больше. Но чтобы не потеряться в этом разнообразии случаев и изречений, я выбрал и сконцентрировал из его книги определенные понятия. Так мы можем иметь хоть какое ни будь представление о Каббале. Надеюсь, у меня это получилось))

Ваш гид в Израиле, Леон В.