Гид в Израиле Леонид Вейцель

Гид в Израиле

Леон Вейцель

Sapiens. Краткая история человечества

Sapiens. Краткая история человечества

Добрый день!
Хочу представить Вашему вниманию мой перевод отрывка из книги "Sapiens. Краткая история человечества" популярного историка Юваля Ноя Харари.

Очень интересно и познавательно:)

Конспект книги " Краткая история человечества " популярного израильского историка Юваля Ноя Харари.
В последнее время в Израиле приобрел популярность историк Юваль Ноя Харари.
В легкой, доступной форме, Юваль Харари излагает свои мысли о развитие мира с давних времен до сегодняшних дней.
По его мнению, три важных события произошли в истории человечества:
1. Языковая революция произошедшая 70 000 лет тому назад, которая и создала историю.
2. Сельскохозяйственная революция, которая произошла 10,000 лет тому назад, и подстегнула историю.
3. Научная революция, произошедшая 500 лет тому назад которая, по мнению историка, приведет наш мир к концу своего существования.
Вот как излагает свои идеи о ходе истории и эволюции израильский историк Юваль Ноах Арари:

 У человечества есть большая и очень шумная семья и это человекоподобные обезьяны. В родственниках у нас ходят шимпанзе, гориллы, орангутанги и гибоны. Если посмотреть вглубь эволюции 6 000 000 лет тому назад  мы найдем нашу общую бабушку прародительницу человека и шимпанзе. Наш вид впервые начал развиваться в восточной Африке 2.5 миллионов лет тому назад. Он даже древнее чем "астролопитек", что в переводе "человекоподобная южная обезьяна".
  2000000 лет тому назад человекоподобная обезьяна, как вид вышел из восточной Африки  и пошел по миру. Например, в западной Азии и в Европе развился такой вид человека как "Неандерталец" - в переводе его имя означает  "человек из долины Ниандр". Долина Ниандр находится в Германии там впервые и были обнаружены его кости. "Неандертальцы" очень подходили для того европейского климата, они были сильные, мускулистые. На острове Ява в Индонезии  развивался вид "Солоанзис" – человек из долины Соло. На другом острове в Индонезии, на острове Флорес нашли древнего, очень маленького человека. Его рост был всего лишь метр, а вес 25 килограмм. Благодоря внешнему виду этого древнего человека ученые назвали его "Флорсейнзис карлик". В Азии же развивался вид под названием "Хомо Эректус"- то есть человек прямо ходящий. Его рост был 1 метр и 80 см. Вместе с ним развивались и другие виды, такие как как "Хомо Авилис" -  человек умелый и как "Хомо Арегостор"- человек работающий и "Хомо Рудольфинзес" -  человек с озера Рудольф.
А так же, развился и наш вид человека, то есть "человек разумный" - Хомо Сапиенс.
 Все эти разные виды людей жили одновременно. По крайней мере, 100 000 лет тому назад на Земле обитало, как минимум, шесть разных видов древнего человека.
 Древние люди занимались в основном собирательством растений, жуков, охотились на животных размером намного меньше человека и даже поедали останки животных, которые до них убивали более опасные хищники. Например, один из видов использовал камень как кухонное орудие, для того чтобы разбивать кости и поедать костяной мозг. Есть ученые, которые думают, что это была единственная специализиция первобытного человека: разбивать кости животных и поедать костяной мозг.
Для того чтобы, лучше понять нашу историю и психологию человеческого вида, нужно посмотреть на человека с точки зрения биологии. Долгое время своей эволюции человек стоял на середине пищевой цепочки в природе, а сейчас он стоит во главе. Миллионы лет человек занимался собирательством и охотой на зверей намного более мелких, чем он сам. И в это же самое время он сам являлся  пищей для хищников более крупных и более опасных. И только 400,000 лет тому назад разные виды человеческой популяции сами начали охоту на зверей более крупных чем человек. Только 100,000 лет тому назад с появлением вида "Хомо Сапиенс" человек стартовал на вершину пищевой пирамиды, то есть он стал самым опасным хищником в природе.

Важным шагом к вершине пирамиды стало "приручение" огня.
 Уже 200- 300 тысяч лет тому назад человек научился добывать огонь. И сумел приспособить его для каждодневного пользования.  Огонь давал свет ночью и тепло зимой. Огонь было защитой от хищников. Огонь помогал готовить орудия для охоты и работы. А главное огонь для первобытного человека открыл новый мир. Мир кулинарии. Первобытные люди уже могли готовить на огне. Множество сортов еды которые трудно перевариваются в своем первоначальном виде в желудке у человека стали ему доступны. Приготовление еды на огне, которая имеют вкус, да еще и легко усваивается, стало огромным прорывом человека в нашу цивилизацию. Например, шимпанзе проводит пять часов в день, только пережевывая пищу. Готовка еды на огне сделала пищу более здоровой, убивая микробов и паразитов. Также ученые утверждают, что с новой едой, приготовленной на огне, увеличился и мозг человека.

 То есть, своим современным мозгом мы обязаны огню и кулинарии.
Но где же все таки проявился вид человека "Хомо Сапиенс" к которому и относится современное человечество? Этот вопрос поднял  споры в ученом мире. Но большинство ученых все же сошлись во мнении, что первобытный человек похожий на нас, современных людей, 100-200 тысяч лет тому назад уже  проживал в восточной Африке. "Хомо Сапиенс" -  человек разумный вышел из Африки в сторону Ближнего востока 60-70 тысяч лет тому назад. И уже оттуда он быстро распространился по всей Афро-Азии.
Но мы говорим лишь об одном виде человека "Хомо –Сапиенс". А что же стало с другими видами первобытного человека? 
На этот счет есть две теории:
Одна говорит о том, что "Хомо Сапиенс", человек разумный смешался с другими видами, и сегодняшнее человечество это результат этого процесса.
Вторая теория говорит о том, что разница между породой "Хомо Сапиенс" и другими видами человечества была такой большой , что ни о каком смешании не может быть и речи. Просто Хомо Сапиенс выжил в борьбе эволюции, а все другие виды исчезли.

45,000 лет тому назад человек появился в Европе и Австралии, а 15,000 лет тому назад в Америке. Полагают, что примерно за 10,000 лет до нашей эры человек распространился по всему земному шару, и его популяция насчитывала примерно от 5- 8 миллионов особей.
Но что же подвигло "Хомо Сапиенса" стать завоевателем всего мира?

Язык который изобрел Хомо Сапиенс, чтобы общаться между собой.

 Хомо сапиенс, хоть уже и был похож на нас, современных людей, 100,000 лет тому назад в восточной Африке,  но у него не было  никого преимущества перед другими видами человекоподобных, например, таких как неандертальцы.
В первый свой выход из Африки, Хомо Сапиенс проиграл неандертальцам. Но между 70,000 и не раньше 30,000 лет тому назад "Хомо Сапиенс" выходит из Африки и победно двигается по всей земле, по дороге выталкивая разные виды неандертальцев и других человекоподобных. В течение короткого времени "Хомо Сапиенс" добрался до Европы и восточной Азии. 45,000 лет тому назад он добрался до Австралии, до суши до которой раньше не один вид человекоподобных не добирался. В этот же самый период человек развивает технологии, он изобретает лодку, лампу работающую на масле, и иглу которая делает его портным помогает шить одежду. Раскопки археологов, их экспонаты, доказывают, что у людей уже есть искусство. Кроме того, они делают украшения, они делают фигурки божеств, а это значит что у них есть религия. Они торгуют, а значит кроме торговли в их обществе построена более сложная иерархическая система, чем просто стадо первобытных охотников и собирателей.

Период между 70,000 и 30,000 называют  "Языковой революцией".
Что же послужило к этой революции? Что произошло, и почему человек изобрел язык?
Никто точно не знает, что именно произошло. Одно из объяснений, это то что произошла какая то мутация в генах , которая изменила внутренние строение мозга человека, без того чтобы изменить его внешнюю форму или размер. Вот это изменение и послужило к тому, что появилось мышление и разговор почти равный нашему современному общению.
Человеческий язык развился не для того, чтобы предупреждать об опасности, не для того, чтобы сообщить, что какой-то хищник прячется у реки.
Главное развитие языка было направлено на то, чтобы первобытный человек в своем обществе мог –Сплетничать.
Человек, существо которому, надо знать, политику и иерархию в своем стаде, для того, чтобы у него были выше шансы на выживание и размножение.
Например, обезьяны очень интересуются тем, что происходит у них в стаде, но они не умеют эфективно сплетничать. То же самое произошло и с неандертальцами, они не умел сплетничать – то есть передавать и собирать информацию, а значит они не могли содействовать и собираться в более большие группы чем их стадо и вместе произвести какое-то действие. Человек из животного превратился в разумное существо только потому, что, он мог посплетничать. Даже сегодня как доказывают ученые, люди любят сплетничать. Одна из важных особенностей человеческого языка была не только передавать информацию, но главное, говорить об абстрактных вещах. Тем самым люди приобрели способность творить новую реальность. Сказки мифы и легенды, боги и религии вошли в человеческий мир. Не только способность передать информацию о том, что" лев сидит у реки", но и переработать ее так, что вот "Лев это дух! Он охранник нашего племени". Человечество приобрело способность к созданию общих мифов и сказаний. Все это вместе стало ключом к широкому взаимодействию между разными группами "Хомо Сапиенс", что в конце и привело его к тому, что он стал властелином мира. Ученые исследовали сферу сплетен и установили, что ее природная граница не больше 150 особей. То есть, человек не может быть знаком более чем с 150 персонами и не может эфективно сплетничать, если число превышает больше чем 150 участников. Также у первобытного человека изменилась система охоты на зверей. Если "неандертальцы" охотились на зверя поодиночке или маленькими группами, то человек "Хомо Сапиенс" мог собирать большие группы для большой охоты. Это могли быть и большие группы и разные племена людей объедененных на данный момент одной общей целью. Это сообщество людей могло вместе выработать новые правила и одновременно отменить старые законы. У людей есть очень сильное сходство с обезьянами шимпанзе. Если сравнивать один на один  или группу десять на десять, то нет никакой разницы между человеком и  обезьянами шимпанзе. Различия начинается с цифры 150. Одинаковое количество людей и шимпанзе в количестве 150 особей ведет себя уже совершенно по-разному. А количество в 1000 или 2000 человек создают огромную разницу между двумя видами.
Например, если на представление  придут 2000 человек то они спокойно смогут посмотреть всю программу и отблагодарят артистов аплодисментами, а если 2000 шимпанзе приведут в цирк, то там произойдет хаос.


 Часть 2.
Но даже после языковой революции люди продолжали жить кочующими стадами охотников и собирателей.
Самое большое изменение произошло после Сельскохозяйственной Революции примерно 10,000 лет тому назад.
В течении этого прорыва человек приручил животных , определенные культуры злаков и перешел от кочующего способа жизни к оседлому. Но перед тем как произошла эта фаза перехода от кочующего образа к оседлому:
Как все-таки жили наши предки в далекий период между 20 тысяч – 40 тысяч лет тому назад? 
Ученые говорят, что человек совсем не изменился, несмотря на то, что мы построили большие города, самолеты и космические корабли. Наша психология была сформирована в период, когда люди жили в первобытных племенах и занимались охотой и собирательством. Мир первобытного человека был более широк и более глубок, чем мир людей, которые пришли после них. Сегодня в нашем промышленном мире, чтобы выжить, среднестатистический человек должен знать не так много. Все мы стали специалистами узкого профиля. Когда у нас, что-то ломается, или нам надо, что-то купить, или что-то узнать, мы обращаемся к специалистам узкого профиля которые дают нам необходимые услуги будь то электрики, строители, врачи, страховые агенты, учителя музыки или продавцы на рынке. Наша общая масса людей в колличественном порядке знает намного больше, чем такая же группа первобытных людей. Но в частном порядке, если сравнивать современного и первобытного человека. То наш первобытный предок в сфере выживания был намного просвещенней, чем мы с вами.
Первобытный человек мог бы, в наше время, получить пару докторских степений по ботанике, зоологии, геологии, экологии, географии, и даже может быть, в медицине и инженерии.
Первобытные люди питались идеальной по нашим понятиям пищей. Скелеты и зубы первобытного человека  которые находят ученые, ясно доказывают, что древний охотник собиратель был намного выше и здоровее крестьянина, который придет за ним в процессе исторического развития. Правда продолжительность жизни у древнего охотника была всего лишь 30-40 лет.

Почему же первобытный охотник был намного здоровее, пришедшего за ним крестьянина питающегося пшеницей, мясом, молоком и яйцами?
Секрет в том, что собиратели и охотники знали несколько источников добывания пищи и поэтому в их скелетах почти нет симптомов, указывающих на то, что они страдали от голода или недоедания. Тогда как крестьянин и оседлый образ жизни, пришедший на смену кочующему, ограничил людей в источниках пропитания. Для крестьянина главный элемент пищи это пшеница или картошка или рис, что не всегда включают в себя все элементы которые нужны человеку для здоровой жизни. У охотников же был широкий спектр продуктов обогащенный разными витаминами. В часы засухи или наводнений, "охотники–собиратели" легко заменяли свой рацион другими продуктами. В отличие от крестьян, где засуха или эпидемия или вирус мог полностью погубить весь урожай и привести к массовым смертям от голода.
Но не надо идеализировать первобытную человеческую цивилизацию. У них так же были свои проблемы.
 Они, например, всегда старались избавиться от лишних ртов. То есть, умертвляли своих стариков или инвалидов. Антропологи изучающие первобытные племена северо– западной Америки и северной Австралии в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века писали о большом колличестве вооруженных конфликтов между племенами.
9500-8500 до нашей эры произошла одна из величайших революций: Сельскохозяйственная Революция.
В районах Турции, Ирана, Сирии и Израиля люди постепенно начали выводить злаковые культуры, такие как пшеница, рожь, горох и чечевица, фруктовые деревья такие как инжир и приручили овец и коз. Конечно, революция не произошла в один день. Все это занимал долгий период времени.  Например, вывести и приручить оливковые деревья люди смогли только 5000 лет тому назад. Укротить коней и сделать их домашними люди смогли лишь 4000 лет тому назад, а виноград 3500 лет тому назад.
Раньше ученые поддерживали теорию, что сельское хозяйство развилось на Ближнем востоке и оттуда распространилось по всему миру. Но сейчас ученые полагают, что на земле вдруг появилось несколько центров развития сельской культуры, никак не связанные с Ближним востоком. Так, например, жители центральной Америки вывели кукурузу и фасоль, не зная про пшеницу и горох выведенными на Ближнем востоке. В Китае вывели рис, в Южной Америке картошку, батат и ламу. На востоке США вывели тыкву, в Новой  Гвинее сахар и бананы. До сих пор на нашей кухней мы пользуемся продуктами выведеными первыми крестьянами, такими как пшеница, рис, кукуруза, картошка, пшено  и рожь.
Не одно важное растение, не одной новой злаковой культуры и не одно животное важное для нашего рациона не были выведены за  последние 2000 лет.
 Крестьянин должен был работать тяжелее, чем его предок "собиратель- охотник" и он ел меньше. Крестьянину надо было кормить все больше расширяющуюся популяцию людей и возникшую еще маленькую, богатую сельскохозяйственную элиту.
Сельскохозяйственная революция стала одной из великих афер в истории человечества.
Кто-же был ответственен за этот обман?
Нет, не короли и не жрецы, и не купцы, а сами растения, такие как пшеница, рожь, рис, пшено, картофель и кукуруза.
Долгое время человеческая популяция развивалась как "охотники и собиратели", а не как фермеры и крестьяне. Работа в поле начала изменять человеческое тело не в лучшую сторону. Археологические находки показывают, что человек начал страдать больше от болезней, чем до этой революции. У него начали болеть шея и спина и суставы. При том работа на поле требовала много времени, поэтому люди начали строить свои дома у поля. И изменять свой образ жизни.

Пшеница приручила и вывела нового человека, а не наоборот.
Лично человеку пшеница ни дала ничего, но человечеству она принесла намного больше пищи и дала ему толчок к быстрому размножению человеческого вида.
Процесс пошел и охотники и собиратели стали крестьянами.
Когда-же этот процесс пустил свои корни, и первобытные племена стали  выращивать и культивировать пшеницу забросив все свои другие занятия?
На примере раскопок в древнем городе Йерихоне можно точно сказать, что уже 8,500 лет тому назад жители Йерехона стали настоящими крестьянами и все свое свободное время посвящали выращиванию и сбору пшеницы.
Жизнь крестьянина превратилась в гонку, он старался вырастить как можно больше урожай пшеницы, чтобы его жизнь стала лучше и спокойнее. Но в то же самое время рекордные урожаи рекордно повышали и демографию данной местности. Выходило, что крестьянин работал больше, а ел все меньше и меньше. Если посмотреть на сельскохозяйственную революцию с другой стороны, то это бешенный успех в распространении породы млекопитающихся, таких как коровы и овцы.
А самая распространенная птица на нашем земном шаре это Курица.
Первобытные "охотники–собиратели" понимали, что они никак не могут повлиять на свое будущее, поэтому о будущем они не волновались.
Революция сельского хозяйства увеличила важность будущего.
Она заставила крестьян думать о будущем. Землепашец  должен был думать наперед, работая не покладая рук и все только для обеспеченного своего будущего. В удачный год большой урожай мог без проблем прокормить всю большую деревенскую общину и даже остались бы излишки зерна на следующий год. Но крестьянин не отдыхал. Он опять шел работать в поле потому, что боялся подумать о своей судьбе, случись через год или два большая засуха и у него не будет урожая.
Жизнь крестьянина превратилась в постоянную заботу о будущем.
Деревня, сделавшая ставку на ограниченное колличество культурных злаков и домашних животных годных к еде, стала очень уязвимой к будущему. Особенно к будущему непредсказуемому, такому как война, природные катаклизмы и эпидемии. Крестьянин был обязан каждый год выращивать больше количества продуктов, чем то которое бы хватило ему и его семье. Он был обязан охранять излишки  своей продукции днем и ночью. Эти излишки должны были стать его новым урожаем на следующий год или неприкасаемым запасом для существования на случай неурожайных лет. А неурожайные, плохие годы должны были быть. Поэтому, чтобы выжить в будущем, надо постоянно работать в настоящем и запасать на завтра.
Как только произошла сельскохозяйственная революция, появилась и забота о будущем. Эта забота о будущем стала одной из центральных элементов в ментальности человека.
Получился один из парадоксов, когда крестьянин был озабочен будущем имея при себе больше запасов еды, чем его предок охотник-собиратель . Крестьянин  так никогда и не смог осуществить свою мечту и получить по праву экономическую безопасность и уверенность в будущем  постоянно и непрерывно тяжело работал  в настоящем.
Зато идея "заботы о своем будущем" начала формировать новые общественные структуры и новые политические конструкции.